Обыкновенное чудо - "Сказки Сергея Седова"

Гимадиева Дарья Денисовна,

​ученица 5 б класса

МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №4"

Республика Татарстан

г.Чистополь

 

Обыкновенное чудо - "Сказки Сергея Седова"

          Кто из нас хоть раз в жизни не боялся, не ленился, не забывал чего-то очень важного-преважного? Могут ли трусы, жадины, ябеды, вруны и прочие не очень хорошие мальчики быть героями книг? Героями сказок, в которых осуждаются человеческие пороки: жадность, болтливость, трусость, лень и вранье, которые при этом помогают спастись от злобного Змея Горыныча?

          Могут, если это герои Сергея Седова - сочинителя сказок-притч. Сказки Седова – это реализованная фантазия ребенка; это истории, в которых сложно понять, где кончается правда и когда начинается выдумка. Миниатюры С.Седова (сказки Седова ма-а-аленькие) заставляют читателя, независимо от возраста, открыть… самого себя: детям преодолеть свои страхи, взрослым хоть на время забыть о накопившихся проблемах – взять и превратиться, как герой книги Леша, в легкий воздушный шарик, который взлетит под самое солнце. В сказках Седова, между прочим, есть рецепт, как это сделать.

          Сделать это легко с помощью юмора, который так не нравится «правильным дядями тетям» и который является отличительной чертой произведений данного автора. Ведь когда-то Сергей Седов так сформулировал свое понимание детской литературы: «…та, которая ничему не учит, а если учит, то она учебная, и я к ней отношения не имею. Художественная же, по мне, наоборот, путать должна и все «надо», «хорошо», «плохо», «нельзя» и т.п. перемешивать, смеяться над ними и переворачивать, чтобы создавать для детей возможность самим учиться, переживая непосредственный опыт, на огромном поле воображения».

          Однако его сказки не утрачивают фольклорных корней - они рождают ощущение счастья. Вместе с тем, о сказочном автор говорит совершенно по-домашнему: мальчик Леша любит превращаться то в «двойку», то в пылесос, а то и в Пушкина; Змей Горыныч неудачно пытается пополнить свой рацион ябедой Мишкой, вруном Витькой или лентяем Сашкой; дураки спасают не Василис Премудрых, но итальянских певиц, дочерей генсеков ООН и дочерей министров финансов от японских драконов, пауков и космических роботов; Сережа и Лена любят друг друга так, что вполне умеренными средствами одолевают крокодилов и болезни; лягушка Пипа морочит голову начальникам, милиционерам и коммерсантам, а короли тоскуют по мятным пряникам и живут в квартире № 24. Сказочные философские истории, наполненные добрым юмором, дают возможность получить ответы на жизненные вопросы.

          Детям необходимы сказки разные: и добрые, и светлые, и суровые, и конфликтные - сказки, которые воспитывали бы в детских душах не только чувство доброты, любви к ближнему, мечтательность, но и понимание, что есть добро и зло, а главное – прививали детям самостоятельность, индивидуальность, способность оригинально рассуждать и мыслить. 

           Я вот  Вам про эти сказки рассказываю, а на самом деле мне больше всего хочется их вам почитать!